Поиск по сайту
искать
Авторизация
 Логин
 Пароль
Забыли свой пароль?
Проблемы с авторизацией?
Регистрация
Рассылки

  e-mail
Изменение параметров
 
Клуб
Форум
Галереи
Премия
Мисс Клуб
Игры
Конкурсы
Опрос
Главная / Куклы и люди


Что умеет кукла?

Что может кукла? Что она УМЕЕТ делать такого, на что не способен человек? Этот вопрос мы задали разным людям из Кемеровского театра кукол, который нынче отмечает 70-летие. И выяснилось – вопрос этот совсем не так прост, как кажется.


Елена КАЧАЛИНА, актриса:


Спектакль «Повелитель крыс»

- Кукла умеет воплощать мечту. Все, что актер драматического театра может только мысленно представить себе, кукла способна воплотить в реальности. Например, она может летать. Трансформироваться из чудовища в красавицу и наоборот.

Кукла способна влиять на человека гораздо в большей степени, чем мы думаем. Вот я, например, когда играю Петрушку, он не отпускает меня потом, после спектакля, целый день. Я становлюсь такая же задиристая, дерзкая… Причем, заметьте: после общения с такими хамоватыми людьми у меня этого «заражения» не происходит. А после общения с куклой – вот, на тебе! Просто мистика какая-то…

Еще кукла способна вести за собой. Ей невозможно придумать характер заранее, пока не подержал ее в руках, не пообщался с ней.


Ольга ЯЦУК, заслуженная артистка России, актриса театра:

- Кукла все выпячивает, преувеличивает. В театре кукол невозможна пошлость, непристойность: они здесь невыносимы. Зато и какие-то острые, порой чересчур смелые вещи, непозволительные в живом плане, в театре кукол приобретают особую выразительность. Помню, у нас был спектакль для взрослых «Декамерон». Там наши куклы творили такое! Публика (взрослая, конечно) битком на спектакль шла. Но я не представляю, как такой материал можно было бы воплотить на драматической сцене. Кукле хулиганить позволительней…


Дмитрий ВИХРЕЦКИЙ, директор, художественный руководитель и главный режиссер театра:

- Есть такое мудрое утверждение: в драматическом театре отношения выясняют человек с человеком. А в театре кукол (конечно, в лучших его проявлениях!) человек выясняет отношения с Богом.

Это очень тонко замечено, потому что артист театра кукол должен уметь ровно все то же самое, что и драматический, плюс еще что-то… Вот это «что-то» — много значит для того, чтобы «простыми движениями рук» оживить кусок тряпки и несколько деревяшек…

Кукла может умереть и ожить снова – человеку такое недоступно. Она – олицетворение вечной жизни. Именно поэтому театр кукол вечен.


Елена НАПОЛОВА, художник театра:


Спектакль «Евгений Онегин»

- Кукла – это и человек, и не совсем человек. Знаете, характер театральной куклы зависит еще и от технологии ее изготовления. Например, тростевые куклы – все очень романтичные. А перчаточные – смешные. Я, например, не представляю, как можно всерьез Ромео и Джульетту перчаточными куклами изображать. Нет, если у режиссера такой ход будет… Но тогда заранее можно предсказать, что в этой паре вечных влюбленных будет нечто комичное. А марионетки – они неторопливые, из них хорошие рассказчики получаются…



Игорь ШИШКИН, драматург и режиссер:

- Кукла дает больше возможностей для перевоплощения. Часто актер на драматической сцене играет «самого себя» в предлагаемых обстоятельствах, а кукла нас волей-неволей заставляет искать образ, придумывать его. Замечали? Как только человек (даже маленький ребенок!) берет в руки куклу, он тут же начинает говорить не своим голосом. Режиссеры часто за это на актеров сердятся («чего пищим?»), а мне в таких случаях всегда вспоминается наш артист Владимир Нагавицин, у него такой глубокий бас был, он им замечательно пародировал: «А как я своим голосом воробья играть буду? ЧИК- ЧИРИК…»

ОДНАЖДЫ

Однажды на фестивальном капустнике артистка Кемеровского театра кукол Ольга Яцук предложила зрителям выйти на сцену, взять в руки учебные тростевые куклы и выполнить ими по команде простейшие движения: поклон, поворот головы… С заданием не смог справиться НИКТО.

Не случайно опытные артисты-кукольники называют свое ремесло «тяжелым производством». Оно и вправду крайне тяжелое! Попробуйте просто постоять, подняв вверх руку – устанет, затечет через пять минут. А если в этой руке надо держать сооружение весом в несколько килограммов (бывают и такие куклы)? И не просто держать – двигаться, работать, оживлять его…

* * *

Куклу-артиста всегда хочется потрогать руками – не случайно дети в антракте то и дело пытаются прорваться на сцену, за ширму. И… нередко падают там в яму. Ведь для удобства исполнителей за ширмой сделано специальное углубление.

Однажды режиссер спектакля Элеонора Бикенева командовала на репетиции актрисе Валентине Захаровой: «Выше куклу, Валя! Выше!». Пока та в отчаянии не вылезла из-за ширмы: «Я не могу выше! У нас тут половая разница – десять сантиметров!» Это выражение вошло в театре в поговорку.

* * *

Однажды на фестивале в Екатеринбурге Кемеровский театр кукол показывал спектакль «Евгений Онегин». Была поздняя осень, здание, где шли фестивальные спектакли, еще не отапливалось, от холода в спектакле даже ломались куклы, сделанные из пластика. А актрисы вдруг забыли текст. И одна, чтобы выйти из положения, начала плести отсебятину «онегинской строфой». У нее так хорошо получалось «под Пушкина»! Пока кто-то из публики не догадался подсказать хрестоматийные строки… Тогда спектакль выровнялся сам собой.

* * *

Однажды на гастролях в Томске у наших артистов украли куклу-Слоненка, которая в спектакле по Киплингу должна была играть любопытного Слоненка без хобота. Выход из положения придумал артист Аркадий Нохрин: Слоненку с хоботом он скотчем «прикрутил шланг», долженствующий изображать отросший впоследствии нос. Фишка в том, что этот вариант куклы, с хоботом, был раза в два тяжелее «коротконосого». У актрисы, играющей Слоненка, всю ночь потом болели «переигранные» руки. Кстати, эта беда – «переиграть руки» – нередко случается не только с прославленными пианистами, но и с актерами-кукольниками.


КСТАТИ

Психологи считают, что игра в куклы – это:

• тренинг, раскрепощающий застенчивых и аутичных;

• лучший способ проиграть и проработать конфликтные ситуации в семье и не только;

• формулирование и «репетирование» сценариев, образов своего желаемого будущего;

• тренинг по умению «держать себя в руках»;

• а еще это тренинг по вырабатыванию навыков адекватного выражения собственных чувств.

ИСТОРИЯ

Кемеровский областной театр кукол им. Аркадия Гайдара был создан в 1942 году.

Новосибирский театр «Красный факел» на время войны был временно переведен в город Сталинск (ныне Новокузнецк). В феврале 1942 года группа артистов показала здесь первый детский кукольный спектакль – сказку-оперу «Волк и семеро козлят».

В первые годы жизни театр вел «кочевой» образ жизни. И только в сентябре 1953 года отметил новоселье в здании на ул. Кирова. А спустя восемь лет, в 1961 году, основная часть труппы переехала из Новокузнецка в Кемерово, в дом по улице Весенней, 18.

За 70 лет в театре поставлено более 300 спектаклей для детей и взрослых.

К празднованию 70-летия областной театр кукол приурочил фестиваль «КуклоМагия», который пройдет в Кемерове с 15 по 22 апреля. На фестиваль приедут театры кукол из Новокузнецка, Перми, Томска, театр «Жёлтое окошко» из Мариинска. Планируется, что зрителями «КуклоМагии» станут около пяти тысяч человек.

В программе фестиваля также фотоконкурс «Я люблю театр кукол», «Чаепитие с легендой», экскурсии в закулисье «Где рождаются куклы», «Театральный раритет в обмен на пригласительный билет».

А в музее-заповеднике «Красная горка» размещена экспозиция, посвященная юбилею театра. Здесь, помимо фотоматериалов, представлены куклы и декорации из спектакле


Когда начинает расти зуб мудрости, для многих людей это значит приобретение множества проблем. Очень часто, когда стоматолог выявляет пробивание такого зуба, он рекомендует его удаление, что поможет избавиться от неприятных моментов. Если вас интересует на удаление зуба мудрости цена, ее вы можете уже сейчас посмотреть на нашем сайте. Кроме того, вы можете проконсультироваться со специалистами нашей клиники по вопросу удаления зуба мудрости, который не вызывает никаких неприятностей.


Самая свежая информация ивановский текстиль у нас.

© Kimberly Club 2004-2008
Егоренкова Юлия. Все права защищены.
Условия использования материалов данного сайта