Поиск по сайту
искать
Авторизация
 Логин
 Пароль
Забыли свой пароль?
Проблемы с авторизацией?
Регистрация
Рассылки

  e-mail
Изменение параметров
 
Клуб
Форум
Галереи
Премия
Мисс Клуб
Игры
Конкурсы
Опрос
Главная / Куклы и люди


Кукла с секретом

3 марта в Липецком музее народного и декоративно-прикладного искусства открылась передвижная экспозиция «Традиционные куклы и игрушки Японии».

Потребность человека создавать предметы для детских игр и развлечений естественна, поэтому в быту каждого народа присутствуют куклы и игрушки. Но только в Японии уже с древности они стали важной частью не только бытовой, но и художественной культуры.

Выставка «Традиционные куклы и игрушки Японии» Посольства Японии в России начала хождение по музеям нашей страны в 1994 году. С тех пор куклы побывали в десятках художественных музеев и всегда пользовались большой популярностью и у детей, и у взрослых.

В 2011 году коллекцию существенно обновили. Сейчас она насчитывает сорок четыре экспоната из фондов Посольства Японии в РФ – добавились новые куклы. Плюс к тому многие предметы из своего частного собрания предоставила куратор выставки – председатель правления Екатеринбургского отделения общества «Россия – Япония», японовед Марина Рудольфовна Голомидова. Теперь на стендах можно видеть кимоно, деревянные игрушки, плетёные шёлковые шары тэмари, веера и прочее. Увлечение японской культурой у Марины Рудольфовны началось с одиннадцати лет.

– Тогда моя мама съездила в Японию, – рассказывает Марина Голомидова, – и привезла оттуда множество интереснейших историй, фотографий и сувениров, ярких и отличных от реалий советской жизни начала 70-х годов. Потом, в 15 лет, я всерьёз «подсела» на японскую литературу, затем – уже профессионально – стала интересоваться музыкой и театром.

Что и говорить, традиции и культура Страны восходящего солнца сильно отличаются от России, континентальной Европы и уж тем более Америки. Хотя считается, что деревянная игрушка Фукурума из семи вставляющихся друг в друга фигурок – прародитель и древний родственник нашей матрёшки. В России по сей день сохраняются старые школы игрушки – та же романовская, живущая на липецкой земле. Японские же куклы можно условно разделить на две основные группы: куклы для игры и для любования. Есть и такие, которые выполняют декоративную функцию, но раз в год становятся именно игрушкой – в день девочек Хина мацури и в День детей (или день мальчиков).

В древней Японии куклы были символическими изображениями богов и людей. Игрушка использовалась как амулет, оберег, привлекающий добрых божеств и охраняющий от злых духов. Согласно древней японской религии синто земля, деревья, растения являются местами обитания божеств-ками, поэтому всё сделанное из этих материалов заведомо наделено магической охранительной силой.

Первые куклы догу появились в Японии более десяти тысяч лет назад. Их отличительный признак – большие глаза, как у насекомых или сов, согласно верованиям отпугивающие злых духов. Среди догу встречаются изображения животных, а также условные изображения человеческого тела. Такие фигурки являются своеобразным посредником между миром богов и миром людей. Так, догу очень часто служили подношением богам земли в обмен на богатство, процветание и удачное ведение хозяйства, а также удерживали грозные природные стихии.

Материал, из которого делались куклы, был в основном очень дешёвый и простой – глина, дерево, бамбук, солома, трава, старая бумага, поэтому только изобретательность и фантазия мастера могли создать оригинальные и привлекательные игрушки. Производством игрушек занимались в основном простые ремесленники, иногда они сами придумывали игрушкам замысловатые легенды, чтобы сделать их более привлекательными. Подчас это настоящие произведения искусства, которые передавались из поколения в поколение, очень дорогие, поскольку делаются вручную из дорогих материалов, а секреты многие мастера держат в тайне. Иногда набор кукол является значительной частью приданого невесты и становится одной из самых дорогих семейных реликвий.

В праздник мальчиков (Танго но сэкку) 5 мая в домах, где подрастают сыновья, выставляются миниатюрные доспехи и фигурки воинов в богатых одеждах, и родители возносят молитвы, чтобы сыновья росли сильными и мужественными. Все куклы имеют своё лицо и характер, с каждой связана история, иногда героическая, иногда юмористическая. Таковы, например, фигурка доблестного императора Дзимму, покорявшего врагов светом от золотого коршуна, сидящего на конце его лука, или изображение храброго воина из клана Курода, получившего копьё в награду за подвиг, – он выпил до дна огромную чашу сакэ. Очень любят японцы изображения мальчика-персика Момотаро, юного воина Кинтаро, обладавшего удивительной силой, и других героев легенд и сказок.

В 1773 году была издана книга известного мастера Китао Сигэмаса «Эдо нисики», описывающая более восьмидесяти разновидностей кукол. К 1804 году разновидностей кукол насчитывалось около трёхсот. Распространение получили и простейшие механические куклы – каракури. Одна из наиболее впечатляющих моделей – кукла тяхакоби, или кукла, подающая чай, которая могла подходить к гостю с чашкой чая и возвращаться обратно, когда чаша становилась пуста. Киото в то время был известен своими утончёнными куклами госё, сага, као, хина. Производство кукол развивалось и в регионах. На севере это были преимущественно деревянные лошадки и куклы кокэси. В древности куклы кокэси использовались шаманами для защиты от злых духов. Другая версия – кокэси предположительно были мемориальными куклами в память о детях, погибших от абортов или умерщвлённых в младенчестве. В древней Японии рождение девочки было менее желанным, чем мальчика, именно поэтому кокэси – чаще всего девочки.

Интересный факт. Вместе с приходом буддизма закрепилась традиция кремации. Кремировать стали не только умерших людей, но и принадлежащих им кукол. Считалось, что кукла вмещает в себя дух человека, а вместе с ним и его болезни. Сожжение – это способ избавиться от злых духов.

Существовала и ещё одна любопытная традиция, связанная с куклами. Давным-давно в бедных деревнях появление человека, имеющего возможность отправиться в паломничество, было событием, которое случается раз в жизни. Поэтому жители деревни очень долго собирали определённую сумму денег, чтобы паломник смог отправиться в путешествие и привезти из знаменитых храмов оберег для всей деревни. Эта традиция сохранилась и сейчас в виде о-миягэ – сувениров, которые привозят друзьям и членам семьи из путешествия. Многие игрушки и куклы связаны с какой-то легендой или знаменательным событием, праздником. Очень много в Японии новогодних символов-амулетов. В Новый год японцы загадывают желание, и если за год оно не сбывается, амулет необходимо сжечь как не оправдавший надежд. Очень часто в роли такого амулета выступает дарума.

К счастью, несмотря на значительные влияния западной культуры, традиции народной игрушки сохранились в своей первоначальной форме. Конечно, со смертью мастеров зачастую терялась традиция, но все же японцы очень трепетно относятся к этой части своей культуры и стараются сохранять древние ремесла. Символика древних кукол и их магические качества существуют и сейчас. Так, красный цвет игрушки отпугивает злых духов или завлекает и уничтожает их, обезьяны и лошади являются символами плодородия и богатства, собаки – благополучного рождения детей и их здоровья, дарума исполняет желание. Одни игрушки-обереги защищают от стресса, пожаров, болезней, землетрясений, другие дают здоровье, счастье, безопасность в путешествии, удачу в бизнесе, счастливую семейную жизнь...
Среди экспонатов выставки «Традиционные куклы и игрушки Японии» – куклы итимацу, изображающие детей, фарфоровые куклы, народные игрушки, куклы-обереги, куклы – украшения жилища и используемые на детских фестивалях; игрушечные самурайские доспехи и куклы-самураи – атрибуты Дня мальчиков; талисманы и обереги: фигурка кошки манэки–нэко, приносящего деньги и удачу в дом; похожий на неваляшку дарума, исполняющий желания; фигурки животных – символов года, гарантирующих удачу. Увидит ли русский человек в обычных игрушках столько символов? Приходите, и потом скажете сами!


Молодое дарование мира людям – это певец Джастин Бибер, который стремительно появился на сцене и сразу же нашел массу почитателей своего таланта и творчества. А вот работать над собой мальчик начал с раннего детства, когда взял в руки палочки и начал выстукивать ими по домашним тумбам. Сейчас же он освоил гитару, барабан и фортепиано, а кроме того, как мы уже успели услышать, парень отменно поет и является показательным вокалистом для многих молодых людей.




© Kimberly Club 2004-2008
Егоренкова Юлия. Все права защищены.
Условия использования материалов данного сайта