Поиск по сайту
искать
Авторизация
 Логин
 Пароль
Забыли свой пароль?
Проблемы с авторизацией?
Регистрация
Рассылки

  e-mail
Изменение параметров
 
Клуб
Форум
Галереи
Премия
Мисс Клуб
Игры
Конкурсы
Опрос
Главная / Куклы и люди


Кукольных дел мастер

Мурманчанка смогла доказать, что тяга к творчеству не подвластна времени.

Тяга к творчеству — как искорка. На нее можно не обратить внимания. Она погаснет или будет жечь изнутри. А можно ее сохранить, дать возможность развиться, и тогда она согреет других. И вовсе не важно, в каком возрасте вы решите стать творцом.

Воплощение мечты

— Порой ночью не спишь, в голове задумки крутятся, потом словно озарение придет, встаешь и начинаешь работать, — рассказывает Алла Бондарева.

Свои работы она переделывает порой по нескольку раз. Пока не добьется желаемого результата. Вот в ящике лежат полуготовые фигурки для задуманной композиции «Звездный дождь». Мастер их уже несколько раз переделывала, но никак не может понять, что еще необходимо для воплощения в жизнь задуманного образа инопланетной пары под зонтом. Поэтому пока отложила творение.

Уже четыре года Алла Николаевна занимается созданием авторских кукол. Причем никто ее не учил, как делать подобные работы. Она до всего доходила сама.

— У меня бабушка была знатная мастерица. И меня всему научила. Тогда ведь в магазинах выбор игрушек был небогат. Я обшивала своих пупсов сама, и мебель мы им сами мастерили. Вот от этого все и пошло, — говорит кукольница.

А еще — от детской мечты. В детстве Алла жила в Чебоксарах. И очень любила наблюдать, как их сосед-кукольник, выйдя во двор, сначала лепил из пластилина фигурки, потом обклеивал их бумажками и разрезал папье-маше. Заготовки он уносил домой, так что процесс окончательного превращения их в куклы детвора не видела. Но очень все это напоминало волшебство.

— Вот вырасту, обязательно научусь делать такие же куклы, — тогда думала маленькая Алла.

Есть мнение, что своим появлением на свет авторская кукла обязана эпохе индустриализации. Этот новый жанр искусства появился на свет как раз на фоне победоносно шагающих серийных игрушек. Вероятно, зарождение его было своеобразной попыткой художников отстраниться от агрессивного искусства эпохи научно-технической революции, уйти от хаоса современной жизни в иное, камерное, пространство, создать в нем свои правила игры.

Однако до воплощения задумки прошло много лет. Учеба, работа, муж, дети — все это занимало у Аллы Николаевны все время без остатка, но мечта заняться творчеством оставалась.

Автора!

— Мама, а ты когда выйдешь на пенсию, будешь так же сидеть на скамеечке? — как-то, кивнув на судачивших во дворе старушек, спросил у Аллы Бондаревой сын. А у нее уже тогда была мечта: вот вырастут дети, выйду на заслуженный отдых, появится свободное время и воплощу в жизнь давнюю задумку. Когда вышла на пенсию, так и случилось. Сначала она мастерила кукол из ткани и папье-маше. Современные авторы порой создают работы, которые можно с большим трудом назвать куклами. Но попробовать свои силы в кукольном деле может любой. Современные технологии дали художникам-кукольникам материалы, удобные в работе и открывающие новые возможности.

Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре. Она может иметь портретное сходство с определенным человеком (портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной, подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы. Такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.

Рай для кукольника

Когда Алла Николаевна впервые в Санкт-Петербурге попала в специализированный магазин, где продавались материалы, реснички, парики, шляпы, одежда и многое другое для создания кукол, то у мурманской мастерицы просто глаза разбежались. Домой приехала с огромным количеством покупок. А когда попробовала творить из пластика, поняла, что этот материал открывает очень большие возможности возможности. А вот стеклянные глаза, хоть и хороши, но, по мнению Аллы Николаевны, не всегда годятся для создания задуманного образа. У них одно и то же выражение, и не всегда такие глаза помогают выразить характер куклы. Поэтому следующему своему творению она собирается придать нужное выражение лица, собственноручно нарисовав глаза.

— Я очень жалею о потерянном времени. Надо было раньше заниматься творчеством. Хочется сделать еще так много, — переживает мастерица.

На скамейке ей сидеть точно некогда. Сейчас, кроме парочки «Звездный дождь», у нее в работе еще и кукла-саами. Для нее одежда и обувь пошиты. В планах — большие куклы «Старый генерал» и «Морской волк». Для них уже приготовлены фуражки и курительная трубка.

Главная мечта Аллы Бондаревой — принять участие или организовать собственную творческую выставку. Чтобы показать свои работы людям. Но только их для этого надо еще собрать. Всего за четыре года Алла Николаевна создала несколько десятков работ. В ее доме созданные куклы не задерживаются. Несколько работ сделала на заказ. А большую часть из них она подарила друзьям, знакомым и близким на праздники, юбилеи и просто так. И очень радуется, что ее творения заставляют людей улыбаться и напоминают им о мастерице.

Своими руками

Рукотворная кукла занимает особое место в причудливом кукольном мире. Она не только игрушка, которая забавляет. Это даже не предмет для украшения интерьера. В крестьянских семьях кукла проживала со своей хозяйкой целую жизнь, была с ней и в радости, и в горе. В прошлом веке народную куклу вытеснили серийные игрушки. Но сейчас спутницы игр наших бабушек возвращают себе утраченную роль, возрождаются их забытые секреты.

К теме

Считается, что первая художественная кукла в единственном экземпляре была создана во Франции в 1881 году знаменитым художником Эдгаром Дега. Это была восковая статуэтка «Petite Danseuse» («Маленькая танцовщица»), одетая в самое настоящее платье из ткани. Ее представили широкой публике на выставке импрессионистов в Париже.
В Россию первые заграничные модницы с очаровательными восковыми личиками и необыкновенно пышными париками попадали из Англии, Франции и Германии. Это были очень дорогостоящие «безделицы» в натуральных шелках и кружевах тончайшего плетения. А в XVII-XIX веках и российские мастера освоили изготовление фарфоровых красавиц, изысканность и долговечность которых заслужили признание во всем мире. И конечно же, такие салонные куклы в детские руки попадали нечасто: они не являлись предметом игры, а были призваны воспитывать хороший вкус и учить бережливости.
История художественной куклы в России закончилась, как и многие другие «буржуазные пережитки», сразу после Октябрьской революции. На смену изысканным фарфоровым красавицам с натуральными локонами пришли безликие целлулоидные пупсы. И только в 1997 году искусство авторской художественной куклы вновь шагнуло на российскую землю.

К теме

Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и заворачивали, подчиняясь инстинкту материнства. В древней истории практически невозможно отделить куклу от идола. В России вначале вырезанные из дерева фигурки, соломенные куклы использовали в языческих обрядах. Они и были предками русских игрушек. Опираясь на исследования археологов, можно также предположить, что в минувшие столетия дети играли глиняными фигурками, среди которых встречались изображения человека.
Появление в России мягкой игрушки, в том числе и кукол с головками из папье-маше, связано с периодом правления Петра I. Царь-реформатор пригласил из Голландии мастериц, которые научили монахинь подмосковного Хотьковского монастыря делать игрушки по западным образцам. Куклы, собранные из фарфоровых деталей, ценились достаточно высоко. Если тело, руки и ноги таких игрушек изготовлялись в самых разных, порой полукустарных мастерских, то головки — детали, несущие наибольшую художественную нагрузку, выполнялись на специализированных фарфоровых предприятиях. Известно, что детали кукол производились на небольшом частном заводе в Санкт-Петербурге, принадлежавшем семье Бенуа.

В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Кукла стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким напоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера.





© Kimberly Club 2004-2008
Егоренкова Юлия. Все права защищены.
Условия использования материалов данного сайта