Человеческий нос - явление противоречивое. С одной стороны, вроде просто бугорок посреди лица с двумя дырками. С другой - сложная форма, которая начинается как кость, но потом превращается в конструкцию из трех хрящей, которые и определяют «характер» носа. К тому же он, как и любая другая форма на лице, меняет объемы своих соседей, активно разворачивает направление плоскостей. Впрочем, сам по себе он мало подвижен и практически не подвержен мимическим изменениям. Еще бы - едва ли кому-то удавалось с помощью одного только носа выразить целую гамму чувств.
Приступая к новой детали лица, мы, как это у нас заведено, сперва расчистим и подготовим «стройплощадку» - те зоны, над которыми будем работать и на которые станем накладывать объемы. Начнем с переносицы. Продавим спицей угол между ней и глазной орбитой - это самый глубокий «провал» на лице. При этом попробуем одновременно уйти спицей вглубь и ею же сформировать толщину самой переносицы. А она должна стать куда более узкой, чем это было сделано на заготовке для носа. От этого места начнем «выстраивать» всю форму. Сверху вниз.
Там, где кончается носовая кость и начинается система хрящей, возникает горбинка, отмечающая слом формы. У некоторых она почти незаметна, у других на всем лице заметна только она - все строго индивидуально. Нам никак не обойти вниманием такую важную деталь. Поработав над ней сейчас, мы впредь всегда будем помнить, что она существует, и будем пытаться учесть ее при создании портрета.
Примажем горбинку. При виде анфас она должна принять форму, близкую к усеченному ромбу, у которого самая широкая часть приходится на край носовой кости. Таким образом нос от переносицы до горбинки расширяется, после же нее вновь сужается... А вот что будет происходить с ним дальше, мы еще увидим.
|